Новости
15 февраля 2018, 07:00

Слово в Прощёное воскресенье

Сегодня Святая Церковь вспоминает Адамово изгнание из рая. Еще это воскресенье называется Прощеным, потому что читается замечательный отрывок Евангелия от Матфея, в котором Господь говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». В этот день всегда люди просили друг у друга прощения, тем самым приуготовляясь к Великому посту.

Великим постом, в отличие от прочих постов, не разрешается употребление мяса, молока, сыра, яиц и даже рыбы. Исключением являются праздничные дни Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение, 1 апреля), в которых разрешается употребление рыбы а также Лазарева суббота, где возможно вкушение только рыбной икры. На первой и последней (Страстной) седмицах поста следует употреблять пищу без растительного масла. В субботы, воскресения и остальные дни поста возможна пища с растительным маслом.

Однако эти правила пощения с древних времён имеют обязательную силу для здоровых членов Церкви. В Православии отказ от мяса не несёт в себе вероучительного смысла. Невкушение той или иной пищи не является для христиан самоцелью. Существует много причин, по которым человек может не соблюдать пищевые ограничения, например, беременность, старость, нищета, болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной (т.е. не постной) пищи, и Церковь никогда не призывала нарушать медицинские предписания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре: «Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту».

Со святителем Игнатием нужно согласиться, поскольку пост для человека – это не более чем инструмент ко спасению души. Ослабив тело воздержанием от пищи, мы делаем свою душу более восприимчивой к общению с Богом. Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, возникает вопрос – а зачем он возымел этот инструмент? Но более того, если человек и постится и молится, но не совершает дела любви к окружающим людям – такой пост также будет неугоден Господу, молитва не будет Им принята, зов к Богу останется без ответа. Ибо милосердие и милостыня – это необходимое деятельное выражение христианской любви. И это не просто десятирублевка, брошенная в церковную кружку, или в протянутую руку нищего. Милостыня заключается в том, чтобы помогать тем, кому сейчас плохо, ущемлять себя ради других, жертвовать собою (своим временем, своими средствами, своими делами) ради тех, кто в беде.И вот в таком устроении духа – в доброделании и всепрощении, в сокрушении и покаянии, в смирении и богообщении – необходимо проводить спасительные дни Великого поста. Воздерживаясь в пище, в словах и в поступках мы должны бороться со своим эгоизмом, какими-то «маленькими слабостями и недостатками», страстями и пороками. Не случайно именно в дни Великого поста в православных храмах многократно звучит покаянная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», которая заканчивается словами: «…даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего». Оказывается, видеть свои грехи – это не естественная способность человека, это – дар Божий. И постятся христиане как раз для того, чтобы сделать себя способными к восприятию этого дара.

В евангельской притче о «Блудном сыне» на примере того блудного младшего сына нам даётся понимание, что человек добровольно отлучает себя от Бога своими грехами. И в этом отлучении – причина всех человеческих бед, проблем и напастей. Ощущение тоски по иной реальности, щемящее чувство, что в этом мире ты – не свой, что духовно ты ушёл когда-то в далёкую сторону и до сих пор остаёшься на чужбине – вот, быть может, главное условие настоящего христианского покаяния. Вернуться домой может лишь тот, кто понял, что ушёл из дома.

Но вспомните, когда же в притче блудный сын пришёл в себя и решил вернуться к оставленному им отцу? Он пришёл в себя после того, как испытал недостаток в пище! То есть – после поста, хотя и вынужденного. А христиане постятся добровольно, не дожидаясь, пока грехи окончательно увлекут их в «страну далёкую», отнимут все полученные от Бога дары и доведут до полного свинства. Поэтому пост в Церкви – это своего рода точка возвращения на оставленную духовную родину и надёжное средство для того, чтобы, подобно блудному сыну прийти, наконец, в себя.

Святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. Человек чувствует эту пустоту, она гнетёт его и пугает. Изо всех сил старается он заглушить гнетущее ощущение бессмысленности своей жизни различными удовольствиями – просмотром любимых телепередач, приятной истомой после сытного ужина, алкоголем, игрой… Он старается не думать о том, что смерть в конце концов отнимет у него все эти обезболивающие средства, и единственной доступной ему реальностью тогда окажется Бог. Так будет ли эта встреча с Создателем радостной для того, кто всю свою жизнь так наивно пытался от Него спрятаться? Очевидно, что нет!

Порядок в своей душе нужно наводить, пока жизнь ещё не кончилась. В этом, собственно, и заключается главный смысл Великого поста. Иоанн Златоуст пишет: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел лишения, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от того, что ты пьёшь одну лишь воду?».

Эти семь великопостных недель без мяса, вина и развлечений – есть жизнь без того дурманящего наркоза, в который человек превратил свою жизнь вдали от Бога. Но она не будет заключать в себе великого подвига, пока человек не решится заглянуть в глубину своей души и обнаружить, что там уже не просто пустота, а там накопилось много всякой грязи, как это всегда бывает в хозяйстве с местами, куда мы редко заглядываем. Пока, наконец, человек не попытается разгрести эти греховные завалы, и наполнить свою внутреннюю пустоту любовью к Богу и ближнему! При этом нужно постоянно молиться – просить у Христа помощи в таком неподъёмном для человека труде. Только тогда пост станет истинным и благоугодным, перестанет быть хотя и полезной для организма, но совершенно бесполезной для души диетой.

Сегодня, дорогие мои, в этот священный день, Прощеного воскресенья, я, милостию Божией, священник, дерзающий призывать всех вас к миру, любви и к взаимному примирению, первый нуждаюсь в вашем снисхождении и прощении, в вашей любви и в молитвах. Прошу у Бога для всех вас Его милости, небесного благословения и прощения. Желаю в добром здравии и благополучии пройти благословенный путь Великого Поста.

Благочинный Камышинского округа

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg