Новости
9 апреля 2018, 04:30

Волгоградские ритейлеры борются за покупателей 

В Волгоградской области появился еще один бренд гипермаркетов, принадлежащий федеральной компании. И хотя конкуренция в отрасли, по мнению экспертов, идет сегодня жесткая, ни один из работающих в регионе ритейлеров не намерен сдавать свои позиции. Компании не достигают предельной доли в 25% рынка, установленной федеральным законодательством, и, конкурируя между собой, они, по сути, размывают доли друг друга. Это дает возможность торговым сетям развиваться, что позитивно отражается и на покупателях ? они получают снижение цен, расширение ассортимента и увеличение программ лояльности. 

Такая она, ритейлерская доля 

В Волгограде в Ворошиловском и в Центральном районах открылись два магазина «Перекресток» на площадях, где ранее располагался «О’кей» (в конце 2017 года сеть «О’кей» продала часть своего бизнеса владельцам «Перекрестка» ? X5 Retail Group). Ранее этот формат от X5 Retail Group не был представлен в регионе. В России бренд  работал на покупателей со средним и выше среднего достатком, но после кризиса 2015 года X5 пересмотрел стратегию и перевел магазины на сегмент покупателей с достатком в сегменте «средний» и «ниже среднего». 

Между тем Волгоградская область очень насыщена торговыми сетями. Здесь работают местные ритейлеры «МАН», «Радеж», «Покупочка»; федеральные – «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» (все входят в X5 Retail Group и принадлежат ?«Альфа-Групп»), «Магнит», «Лента»; с иностранным участием ? «Ашан» и «Зельгрос». ? 

По данным волгоградского УФАС, по итогам 2016 года доля сети «Магнит» составляет по Волгограду 15%, «Ман» ? 8%, «Радеж» ? около 7%, «Покупочка» ? 7%, «Лента» ? 5%, «Ашан» ? 5%, сети X5 Retail Group – 3%, «Зельгрос» – 1% (показатель формируется как доля в процентах от реализации). ?По сравнению с 2015 годом «Магнит» нарастил свою долю на 2%, «Ман» настолько же ее сократил, немного вырос «Ашан» – на 1%. 

? По Волгограду никто из представленных крупных сетей не приблизился к доле в 25% ? по закону компании, которые достигли этого показателя, не могут открывать новые магазины в пределах населенного пункта, ? отметила заместитель руководителя волгоградского УФАС Анна Гаджиева . 

При этом внешние условия работы сетевиков меняются столь стремительно, что данные 2016 года сейчас не отражают реальной картины. Скорее всего, итоги 2017 года, которые подведут не ранее лета, будут очень отличаться. Дело в том, что в 2017-м сети активно увеличивали число магазинов, обновляли оборудование, переформатировали процессы торговли. ? 

Заместитель председателя областного комитета по торговле ? начальник управления регулирования торговой деятельности Виолетта Калмыкова отмечает, что конкуренция сетей в регионе растет. 

? На территории региона работают десять крупных сетевых компаний, с которыми администрация Волгоградской области имеет соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, ? отметила Калмыкова. ? По итогам 2017 года оборот розничной торговли в регионе увеличился на 1,4 %. Среди субъектов ЮФО регион занимает 2 место по темпу роста оборота розницы и 3 место – по товарообороту розничной торговли в действующих ценах. Товарооборот торговых сетей в 2017 году увеличился на 3,4% и в суммарном выражении составил 121 млрд рублей . 

От конкуренции выигрывает не только экономика региона, но и жители. Сети вынужденно снижают цены, чтобы не сокращать обороты и сохранять покупателя, а также расширяют программы лояльности.  

Уперлись в потолок

Торговым сетям приходится серьезно бороться за покупателя, поскольку реальные доходы населения упали с 2015 года и в целом розница показывает снижение выручки в сравнении с предкризисным периодом.

Во второй половине 2017 года население Волгоградской области компенсировало нехватку средств кредитами. Согласно данным объединенного кредитного бюро (ОКБ), в прошлом году в регионе в количественном выражении?было выдано на 11% больше займов, ?чем в 2016-м, а по объемам область приросла на 34% ?? объем кредитного портфеля составил 71,4 млрд рублей. На долю займов наличными приходится 40,7 млрд рублей, на кредитные карты – 7,7 млрд рублей. Средний чек потребительских займов также вырос.

Кредиты помогли населению региона сохранить привычные объемы потребления, а сетям ? несколько увеличить выручку, что позволило большинству торговых компаний зарыть год с плюсом. ?

Тем не менее, по мнению владельца одного из волгоградских магазинов Ильи Сиротина , проблемы сейчас испытывают практически все торговые предприятия: федеральные и региональные, крупные и мелкие. Оптимизируя расходы, они уперлись в потолок: если в ближайшие годы снижение реальных доходов населения продолжится, бизнесу придется пойти на ?сокращение торговых площадей, как это сделал «О’кей», видимо, не справившийся с проблемами.

? Кризис 2014?2015 гг. магазины почувствовали только в 2016 году, и в первую очередь это были региональные сети. Те, кто имел внутренние проблемы, не смогли удержаться на плаву, их скупили федералы, ? отмечает Сиротин.

Сейчас наблюдается явная тенденция укрупнения федеральных ритейлерских продуктовых сетей, причем к одной из наиболее характерных особенностей этого укрупнения можно отнести активную экспансию крупных ритейлеров в регионы, поясняет аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев :

? Они не только строят там новые магазины, но и весьма агрессивно скупают местные сети. На настоящий момент на семь крупнейших федеральных ритейлеров страны приходится более четверти всего оборота в этом сегменте экономики.

Тем не менее, по мнению аналитика, местные компании не сдаются и пытаются конкурировать с федералами за счет слияния совсем некрупных сетей, состоящих из нескольких супермаркетов.

? У больших игроков не только огромные финансовые ресурсы, но и мощная отлаженная логистика, выстроенная структура управления, наличие собственных производственных мощностей для производства товаров под собственной торговой маркой, широкая диверсификация бизнеса, ? отмечает Коренев. ??С другой стороны, некрупные региональные сети обладают большей гибкостью и тесными контактами с местными поставщиками продукции. ?

Местные не сдаются

В Волгоградской области местные сети крепко держатся за занятые позиции. В 2017 году им удалось не только развить бизнес, но и вложиться в обновление торгового оборудования, а также сделать ремонт в помещениях. Сетевыми компаниями (с учетом федеральных) реализовано инвестиционных проектов на общую сумму 2,8 млрд рублей ? на 15,8% больше 2016 года.

? В условиях жесткой конкуренции со стороны федеральных сетей «Магнит» и «Пятерочка», которые в прошлом году активно модернизировали действующие магазины и открывали новые, местные компании («Радеж» и «Покупочка) также расширяли свои сети и улучшали внешний вид торговых объектов. Покупатели, имея в шаговой доступности несколько продуктовых магазинов, предпочитают магазины, имеющие не только демократичную ценовую политику, но и комфортные условия, ? отмечает Виолетта Калмыкова.

Иначе складывалась судьба местной сети «МАН». По итогам 2017 года компания закрыла 63 магазина , из них 33 торговых объекта переданы по франшизе новому юрлицу, хотя они продолжили работать под брендом «МАН». История началась с того, что предприятию доначислили сумму налогов, которая превысила годовую выручку компании. Однако суды подтвердили правоту ФНС, и «МАН» ушел в банкротство. Участники рынка ждали полного краха, но его не случилось: сегодня сеть работает под прежним брендом и, по словам сотрудников компании, руководство озвучивает большие планы развития.

Рынки против супермаркетов 

В 2017 году на фоне снижения доходов населения и переориентации покупателей в сторону более дешевых товаров ритейлеры отдали часть оборота ярмаркам и рынкам. 

? Активизация продуктовых рынков, равно как дискаунтеров и прочих форматов ритейла, предлагающих недорогой товар, заметна не только в Волгоградской области, но и по всей стране, ? отмечает Алексей Коренев. 

Существенно доля рыночной торговли в общем товарообороте не меняется и остается на уровне 7%, однако из-за возросших требований к организации рынков значительно сократилось их количество ? почти на 47 единиц (Волгоград и область) с 2010 года. Официальная статистика по итогам 2017 года дает снижение оборота на рынках и ярмарках на 5,8% к 2016 году, оборот составил 25,3 млрд рублей . Это связано с тем, что контролировать реальный оборот рыночной торговли очень сложно, так как в отношении малых предприятий не ведется сплошное наблюдение, отмечают эксперты. 

? Рынки остаются важным каналом сбыта продукции для физических лиц ? владельцев ЛПХ, дачников, садоводов, огородников, — отмечает Виолетта Калмыкова. 

Итоги в цифрах 

По данным областного комитета промышленности и торговли, оборот розницы в?2017 году составил 363,3 млрд рублей (рост к 2016 году 1,4%). Товарооборот на душу населения ? 143 тыс. рублей (104,8% к 2016 году).  

На долю ритейлеров пришлось 121 млрд рублей, или 33,4% , они нарастили объемы (+3,4% по отношению к 2016 году). Торговые организации принесли в казну 5,6 млрд рублей. На 1 января 2018 года в регионе осуществляют деятельность 17 тыс. объектов розничной торговли, из них 12,3 тыс. – стационарные. Работает 34 розничных рынка: 12 универсальных и 22 сельскохозяйственных. 

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов ? около  47,0% , большая часть ? непродовольственные товары (53,0%). Населению Волгоградского региона в прошлом году реализовано пищевых продуктов на сумму около 170 млрд рублей , непродовольственных товаров – на сумму более 192 млрд рублей . 

Татьяна Дмитриева. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.
comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg